Овуляшки он-лайн

все о планировании, зачатии, беременности, родах и детях

... Ушла в себя... Вышла из себя... Была не в себе... Пришла в себя... Зашибись находилась...
Автор
Сообщение
Психомоторное развитие новорожденного ребенка

Дорогие читатели! В вопросах, задаваемых мне, вы часто спрашиваете, нормально ли, что ребёнок в том или ином возрасте не умеет делать что-то, не произносит те или иные звуки, что-то не умеет и т.д. Поэтому следующие несколько статей я решила посвятить нормам психомоторного и речевого развития ребёнка от рождения до 5 лет. Отдельно будут отмечены параметры развития недоношенных детей.

Начать разговор мне хотелось бы не с момента рождения, а с момента развития плода, т. к. это самый важный момент в развитии ребёнка.

Самые современные исследования показали, что, начиная с 4-го месяца беременности, человеческий плод обладает сознанием. Он “знает”, что делается вокруг, чувствует, слышит и по-своему всё понимает. Когда ему что-то не нравится, он ворочается, бьётся ногами. Американские специалисты после многолетних исследований подготовили информацию о “сознании” человеческого плода четвертого месяца беременности, предлагаю эти данные вашему вниманию.

Плод обладает чувством вкуса и, как все дети, любит сладкое. Введение, например, глюкозы в плодные воды ускоряет его глотательные движения, а впрыскивание йода, наоборот, замедляет их, причем личико плода кривится от отвращения.

Плод реагирует на раздражители извне. Например, прикосновение к губам вызывает у него сосательные движения.

5-месячный плод двигает головкой, если её погладить рукой, поливание живота матери холодной водой вызывает в нем гнев, и он бьет ножками.

Плод дублирует действия и даже настроение матери. Когда мать спокойна и в хорошем настроении, отдохнувшая, то и плод ведет себя спокойно.

Плод реагирует на свет. Яркий свет, направленный на живот матери, вызывает у него желание спрятаться. Он переворачивается в животе, зажмуривается.

Ещё не родившиеся дети запоминают целые слова и выражения, реагируют на слова матери и интонацию. Когда к ним обращается мать или отец, они успокаиваются, ритм их сердца приходит в норму. Врачи, в том числе и логопеды, советуют матери как можно чаще разговаривать с ребёнком.

Отдельно остановлюсь на влиянии курения. Оказывается, что ребёнок знает о желании матери закурить. И он настолько не переносит курения, что стоит матери только подумать о курении, как сердечные сокращения плода увеличиваются в несколько раз. А откуда он может знать о желании матери закурить? Это просто: желание получить дозу никотина нарушает гормональную систему матери.

Также задолго до рождения ребёнка начинают формироваться его мышцы. Установлено, что уже на 8 неделе беременности начинают сокращаться мышцы плода. К 20 неделе отмечается удивительно “богатый репертуар” целенаправленных движений, включая движения руками, ногами, головой. Это не новость, потому что будущие матери задолго до рождения ребёнка чувствуют его физическую активность, ощущают, как он ворочается в своем маленьком мирке, шевелится и толкается.

На 10 неделе плод начинает двигать конечностями, еще через 2 недели крутит головой, еще через неделю открывает рот, высовывает язык, делает попытки самостоятельно дышать и глотать.

К 15 неделе он совершает действие, от которого многих младенцев отучают месяцами, - начинает сосать собственный палец.

Еще через 3 недели он начинает активно исследовать руками собственное тело-голову, туловище, конечности.

К 20 неделе плод обладает хорошо координированными движениями, шевелит пальцами как рук, так и ног и даже(!) двигает ресницами.

И это только первая половина беременности, самая ответственная половина, когда идет формирование всех систем организма будущего ребенка!

Но вот малыш родился. Вас выписали, и Вы пришли домой. У молодых мам, да и у тех у которых есть дети, всегда возникают вопросы: правильно ли развивается наш малыш, все ли так?

Нейродвигательное развитие от 0 до 1 месяца
Периметр черепа новогожденного равен 34-35 см,ба вес мозга - 335 г.
При появлении на свет новорожденный целиком и полностью зависимое существо. Физические и умственные способности развиваются медленно и строго в установленном порядке. Это развитие обусловлено достоянием, унаследованным ребенком и влияниями, оказываемыми на него извне. Душу новорожденного трудно понять. Когда речь идет о нейродвигательном развитии новорожденного, некоторые утверждают, что речь идет о существе, обладающим только рефлексами. Невозможно с уверенностью сказать насколько умен или будет умен новорожденный. Все его движения отличаются автоматизмом и кажутся нескоординированными; по крайней мере, в первые дни жизни это рефлекторные движения, то есть движения, имеющие своей целью сохранение жизни (например, сосательные движения). Это действия, в которых сознание совершенно не участвует. В первые дни жизни его главные занятия - спать и есть, через несколько дней ребенок начинает поворачивать голову к свету, которого он вначале избегал. Наблюдая за новорожденным, мать должна отмечать множество мелких признаков в развитии ребенка.

Положение туловища и конечностей
А. Лежа на спине (спинной декубитус)
Все 4 конечности в согнутом и симметричном положении. Голова обычно повернута в сторону. Туловище следует за поворотом головы (“целиком”). Верхние конечности - рядом с туловищем, слегка согнуты в локтевом суставе. Пальцы рук частично сжаты в положении “пронации” (слегка открыты ладонью вниз), большой палец приведен к ладони. Нижние конечности согнуты следующим образом: бедра на животе, голени на бедрах (благодаря сгибанию колен). Состояние сгибания конечностей частично напоминает внутриутробное положение, является повышенным тонусом сгибательных мышц конечностей.
Если новорожденный лежит в положении слишком выраженной флексии (сгибания) или экстензии (вытянутости), неподвижно, “оцепенело” (тело вытянуто, без какого-либо сгибания нижних или верхних конечностей) это означает, что речь идет о нарушении в его развитии. В таком случае необходима срочная консультация и обследование у невролога.

Б. Лежа на животе (вернтральный декубитус)
И в этой ситуации преобладает согнутое положение. Колени помещаются под туловищем или рядом с ним. Начиная со 2 или 3 недели, новорожденному удается повернуть голову и даже поднять её на короткое время, с тем, что бы положить её на другую сторону. Изредка он пытается делать ползущие движения; эти движения становятся более активными, когда мы притрагиваемся к ступням новорожденного, ножки согнуты в коленях.
Если в этом положении ребенок совсем не может двигать голову, которая остается с “подбородком, упавшим на грудь”, если ребенок не может поворачивать голову в сторону, не может свободно дышать, то необходимо показать ребенка врачу и чем быстрее, тем лучше, т.к. есть опасность удушья.

В. Подтягивание в положении лежа на спине.
Если новорожденного берут за ручки и слегка подтягивают вверх и вперед, плечи остаются согнутыми, а голова откидывается назад. Когда ребенок достигает вертикального сидячего положения, голова падает вперед и болтается с одной стороны в другую.

Симметричность
Положение и движения новорожденного почти симметричны. У некоторых замечается легкое движение головы в “любимую” сторону. Симметричность положения между правой и левой конечностью сохраняется почти постоянно, будь то верхние или нижние конечности. Если мать замечает асимметричность между двумя гомологическими конечностями, это может иметь патологическое значение.


Рефлексы
Ребенок рождается с определенными первичными рефлексами. Эти рефлексы исчезают к 3-4 месяцам по мере того, как их место занимают произвольные движения.

Рефлекс Моро (по имени немецкого педиатра, который описал этот рефлекс в 1917 г)
Появляется только тогда, когда новорожденный не спит. Если сильно ударить о стол, на котором лежит ребенок (или другие резкие и внезапные движения), то возникает рефлекс Моро. Новорожденный выпрямляет свое туловище, отдаляет руки от грудной клетки, вытягивает их, разгибает пальцы, иногда кричит. В следующий момент происходит возвращение к положению покоя. Только врач может определить симметричность рефлекса.

Рефлекс хватания
Если мать проводит пальцем по ладони новорожденного, его пальцы сжимаются внезапно с такой силой, что новорожденного можно поднимать над поверхностью. Если проводить пальцем под ступней, то можно почувствовать, как он сгибает пальцы ног.

Рефлекс кардинальных точек
Назван так, потому что его исследование состоит в нескольких поочередных стимулированиях (прикосновениях) вокруг рта: правый уголок губ, под нижней губой, левый уголок губ, над верхней губой. Ответная реакция появляется тем быстрее, чем больше времени прошло от кормления. Язык и губы двигаются к затронутой точке, увлекая иногда в это движение и голову. Когда рефлекс кардинальных точек абсолютно правильный, новорожденный хорошо сосет и глотает.

Автоматическая ходьба
Новорожденного держат за туловище под руки в вертикальном положении. При контакте ступней с поверхностью стола (пола) соответствующая конечность сгибается, а другая выпрямляется. Из этого поочередного сгибания и выпрямления нижних конечностей при легком наклонении туловища вперед получается перемещение, напоминающее ходьбу.

Если все рефлексы и реакции преувеличены, отсутствуют или асимметричны, необходимо обратиться к неврологу.


Речь
Новорожденный может издавать малое количество непроизвольных звуков, ларингеальных или гортанных, особенно ночью. Он кричит перед кормлением, но успокаивается после того, как его накормили. Если звонит колокольчик, ребенок успокаивается и становится внимательнее.


Социальный контакт
У новорожденного личико почти неподвижно (без мимики). Временами по нему “проходит” улыбка без видимой причины. Иногда ребенок будто смотрит на мать. Легко пугается шума. Двигательная активность и “массовые” движения уменьшаются, если внимание ребенка отвлекается. Малыш успокаивается, когда его берут на руки, утешают, когда он слышит знакомый голос, благодаря теплоте от контакта с материнским телом или кормлению грудью. Когда ребенок спокоен, он ритмично открывает и закрывает рот.


Эмоциональное поведение
Спустя 7-10 дней после рождения, если новорожденный не спит и спокоен, он кажется внимательным, лежит с открытыми глазами; временами появляется “улыбка”.

Часто у грудных детей имеются выраженные проблемы с сосанием, глотанием, они поперхиваются, часто отдыхают, когда их кормят и кормление затягивается на 30-40 минут, а то и дольше. Мамы объясняют это или торопливостью малыша или тем, что много молока.
Но на самом деле нарушения эти связаны с дискоординацией работы отдельных мышц вследствие кислородного голодания (гипоксии) ствола головного мозга.

В заключение хочу сделать вывод и подытожить написанное, обратив ваше внимание на то, что нет мелочей в развитии ребенка. Каждая мелочь может свидетельствовать о нарушении в развитии.


Что должно насторожить родителей новорожденного:
нарушение тонуса мышц (он очень вялый или наоборот повышен так, что трудно разогнуть ручки и ножки);

неравномерное движение конечностями (одна ручка или ножка менее активна);

дрожание ручек или ножек при плаче или без него;

частые срыгивания, поперхивания при сосании;

нарушения сна (ребенок вскрикивает, часто просыпается);

кривошея (головку держит с наклоном в одну сторону);

плохая опора на ножки, косолапость
Велика вероятность нарушения речи, если к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

Возможны нарушения в социальном развитии ребенка, если:
– к концу 1-го месяца не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
Ребёнок развивается. Как?

Дорогие читатели! Продолжаем разговор о том, как должен развиваться малыш и какие проблемы в его развитии должны вас насторожить.

Развитие ребенка в 2 месяца

Нейродвигательное развитие
Ребенок немного подрос и уже лучше контролирует свою мышечную деятельность, а движения становятся более координированными. Прогресс всегда отмечается от мышц головы к мышцам конечностей.

1. Лежа на спине. У ребенка еще отмечается тенденция к согнутому положению; верхние и в особенности нижние конечности согнуты. С каждой новой неделей он начинает лежать, более растянувшись, руки разогнуты и отделены от туловища, а нижние конечности вытянуты, причем угол коленного сустава (между ляжкой и голенью) становится все более широким. Ребенок сучит то одной ножкой, то другой, редко обеими вместе. В начале 2-го месяца он лежит на спине в асимметричном положении: рука и голень с одного бока вытянуты, а с другого согнуты. Голова имеет тенденцию склоняться в сторону вытянутых конечностей. Лишь к концу 2-го и началу 3-го месяца ребенок, лежа на спине, принимает симметричное положение и начинает сучить одновременно обеими ногами.

2. Лежа на животе. Ребенок уже не сохраняет согнутое положение; грудная клетка вытянута, голова немного приподнята, не более чем на 45градусов. Плечи еще отогнуты назад. Руки вытянуты, но непостоянным образом, ребенок опирается на предплечья. Сохраняется флексия бедра (см. предыдущую статью) и эта физиологическая тенденция к сгибанию способствует несколько приподнятому положению ягодичной области. Ноги раздвинуты и повернуты наружу по отношению к бедру; временами ребенок сучит ногами поочередно. Лодыжки и ступни вытянуты.

3. Мышцы плеч и рук. Ребенок начинает поднимать и протягивать руки вдоль головы. До начала второго месяца ребенок все время держит руки сжатыми в кулачки. Ели кто-нибудь из взрослых вкладывает палец в ручку ребенка, последний сжимает кулак ещё сильнее. Постепенно, в течение 2-го месяца, пальцы ребенка разгибаются и к началу 3-го месяца обычно уже разогнуты.

4. Поддерживаемый подмышками, ребенок держит голову и шагает автоматически, опираясь на кончики пальцев, делая широкие отрывистые движения.

Речевое развитие
1. Лепет.
В момент удовлетворения и веселья малыш издает несколько гортанных звуков, которые понемногу организуются в форме лепета. Ребенок произносит: а, е, о, у, ее. К концу 2-го месяца он связывает эти гласные с согласной "х" (ха, хо, хе). Смех еще гортанный и сопровождается движениями мышц, контролирующих мимику.

2. Крик.
Крик малыша остается средством общения. Ребенок чувствует глобально (всем телом) и выражается также глобально: если малыш чувствует себя хорошо, не напряжен, то это выражается лепетом, улыбкой; если же он чем-нибудь недоволен или у него появляется беспокойство, то ребенок кричит. Если в течение 1-го месяца мать никак не может понять, что именно малыш ей хочет сообщить своим визгом, то теперь она уже начинает понимать своего ребенка, т. к. крик становится более дифференцированным:

– крик от голода имеет повелительный характер, сопровождается сосательными движениями губ, вращением головы в поисках груди или соски. Он возникает примерно за четверть часа до момента кормления; ребенок немного успокаивается, затем опять начинает кричать с новой силой и перестает только тогда, когда мать начинает его кормить;

– крик по поводу неудобства почти беспрерывный и имеет другой более неприятный тон; он сопровождается беспокойством и ребенок успокаивается лишь тогда, когда устранена причина неудобства (мокрые пеленки, слишком жарко, яркий свет);

– крик по поводу колик бывает пронзительным, сопровождается движением сгибания коленей, беспокойством, выпусканием газов; эти приступы наблюдаются часто во 2-ом месяце и проходят примерно после 3-4 месяцев; – крик, предвещающий сон имеет более монотонный характер и возникает после периода бодрствования, в течение которого покой ребенка нарушается окружающими его лицами;

– крик, выражающий желание только пошуметь и показать свою силу, происходит обычно вечером. Ребенок кажется довольным и все-таки крик возобновляется каждый день в одно и тоже время; ели ребенка берут на руки, он успокаивается, т.к. любит чувствовать тепло материнского тела, ее запах, ее объятия;

– крик как признак тревоги появляется без видимой причины; мелкие успокоительные приемы остаются без результата.


Улыбка
К половине 2-го месяца грудной ребенок отвечает на уход и ласку своей первой улыбкой. Сначала это только намеки на улыбку, скорее гримасы, появляющиеся спонтанно и соответствующие, вероятно, приятным ощущениям. Но лишь на 6-й неделе в ясной форме появляется улыбка, адресованная матери в ответ на ее голос. Этот момент следует отметить и записать, так как он знаменует собой важный показатель на пути психического созревания ребенка.

Игра
На 2-ом месяце жизни ребенка мать должна выделять время для "игры" с малышом. Хорошо, чтобы в этом участвовал и отец, т.к. в этот период начинает зарождаться коллектив "мать-ребенок-отец". В этом возрасте нужно начинать работу по развитию мелкой моторики (подробнее см. в статье "Развитие мелкой моторики детей от 2 месяцев до 1 года").

Развитие ребенка в 3 месяца

Моторное и психическое развитие
1. Лежа на спине ("дорсальный декубитус"). Ребенок может лежать в симметричном положении; иногда он пробует поворачиваться в обе стороны. Ребенок может держать голову по средней линии, но часто он поворачивает ее то в одну, то в другую сторону. К концу 3-го месяца малыш "открывает" существование рук и проводит долгое время, наблюдая за их движением (раньше остальных частей тела ребенок знакомится именно со своими ручками и осознает, что они ему принадлежат). Постепенно в течение 3-го месяца пальцы разжимаются и вытягиваются; кисть становится почти совсем открытой, пальцы только слегка согнуты. Если ребенку вкладывают в руку игрушку, он ее хватает и держит несколько минут, пробует поднести ко рту. Это - начало координации между зрением и осязанием. Нижние конечности повернуты наружу, согнуты и слегка раздвинуты. В состоянии бодрствования ребенок все время сучит (работает педалями) ножками.

2. Лежа на животе ("вентральный декубитус"). Ребенок лежит в симметричном положении, опираясь на предплечья, с приподнятой головой под углом 45 градусов. Опора на предплечья еще нестабильна. Голова может двигаться и ложиться то в одну, то в другую сторону. Иногда ребенок делает ползающие движения, но ему не удается перемещаться.

3. Подтягивание, исходя из положения лежа на спине, удается (если его берут за руки), но голова еще качается из стороны в сторону. Однако, после того как ребенка достаточно поднимают, голова уже не падает вперед или назад. Во время подтягивания нижние конечности также приводятся вперед, но еще сохраняют сгибание в коленном суставе.

4. Поддерживаемый подмышками, ребенок встает на ножки и опирается на них короткое время. Нижние конечности кажутся напряженными, с вытянутыми коленями и согнутым бедренным суставом. Тело вытянуто, положение головы хорошо контролируется.

Тонкая подвижность и хватание
Если провести перед глазами ребенка по средней и немного боковой линии ярко окрашенный предмет на расстоянии 30-40 см, малыш видит его и следит за ним взглядом, проявляет к нему интерес, глаза сосредоточены на предмете. Движения глазных яблок часто координированы одновременно с движением головы. Малыш уже сует в рот не всю руки, а только пальцы. Грудной ребенок может схватывать палец матери или предмет, который ему подносят. Хватание выполняется еще ладонью (как у обезьян). Ребенок держит игрушку крепко и кусает ее, затем отпускает игрушку непроизвольно.

Речь и социальный контакт
Речь. Грудной малыш в этом возрасте шумно смеется, когда с ним разговаривают. Он поворачивает голову к лицу, которое к нему обращается и спонтанно лепечет. Он начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th"

Социальный контакт. Ребенок смотрит пристально на мать и улыбается ей, когда она с ним говорит. Он следит взглядом и смотрит на людей, которые к нему подходят. Малыш в этом возрасте всегда общается с матерью глобально: свободно, спокойно, улыбаясь, когда он счастлив, или мечется, хнычет, если у него плохое самочувствие.

Игра
В этом возрасте у малыша пробуждается интерес к игрушкам, т.к. он начинает хватать руками разные предметы. Колокольчик и погремушка доставляют ему удовольствие, даже если они выпадают из рук. Ребенка радуют цветные предметы (ярко-красные, желтые, голубые) и те, которые производят шум. Желательно над кроваткой прикрепить игрушки. Продолжается работа по развитию мелкой моторики.

Рассмотрим теперь, в каких случаях развитие ребенка не соответствует возрасту.

1. Возможны отклонения в моторном и психическом развитии, если:
– малыш к концу 2-го месяца не может приподнять голову на 5 см от поверхности и удерживать ее; совершает несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го месяца малыш, лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья, не может удерживать голову в вертикальном положении;
– к концу 3-го месяца ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, находящемуся перед ним;
– к концу 3-го месяца малыш не разглядывает свои ручки.

2. Возможно нарушение слуха и зрения, если: к концу 1-го месяца ребенок не следит взглядом за небольшим отклонением луча карманного фонарика влево-вправо;
– к концу 2-го месяца ребенок не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
– к концу 3-го месяца ребенок не ищет глазами источник звука.

3. Велика вероятность нарушения речи, если к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

4. Возможны нарушения в социальном развитии ребенка, если:
– к концу 1-го месяца не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
– к концу 2-го месяца не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
– к концу 3-го месяца не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним, улыбается ему.

Мамы и папы, бабушки, дедушки! Если вы заметили хоть малейшие отклонения от показателей норм развития у вашего малыша, то не откладывайте эти проблемы на потом, думая, что все само образуется. Необходимо обязательно проконсультировать ребенка у таких специалистов, как педиатр, ортопед (нейроортопед), невролог, окулист, отоларинголог. От своевременного решения этих вопросов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Ребёнок развивается. Как?


Развитие ребенка в 4 месяца

Моторное развитие

Моторное развитие продолжает прогрессировать от головы к конечностям. Помимо того, что грудной ребенок уже хорошо держит голову, он поворачивает её справа налево. Когда его носят на руках, он держится сам.

1. Лежа на спине. Ребенок может лежать на спине в симметричном, хорошо вытянутом положении. Он держит голову стабильно по средней линии, но поворачивается предварительно в одну сторону; ребенок может легко менять положение.

2. Руки. Ребенок приводит руки к средней линии и следит за ними координированным взглядом. Пальцы рук разжаты.

3. Нижние конечности. Они находятся в наружном вращении, наклоненные снаружи; грудной ребенок сучит ножками поочередно; колени еще согнуты (во флексии), но временами он их вытягивает. Ноги согнуты в лодыжном суставе, который обладает хорошей подвижностью.

4. Лежа на животе, хорошо опирается на предплечья, поднимает голову на 90 градусов и смотрит вперед и по сторонам. Туловище и бедра более вытянуты. Отмечаются активные движения нижними конечностями, он "крутит педали". Если ребенка берут за руки и подтягивают вверх, он участвует в этом движении, хорошо контролирует движения головы; одновременно он поднимает и вытягивает нижние конечности.

5. Хватание.
Движения хватания еще не координированы. Младенец хватает предмет, крепко его держит и двигает его одновременно с рукой. Упускает его случайно, непроизвольно. Однако грудной ребенок наблюдает, что происходит с его рукой и предметом, пробует повторить "штуку" с помощью матери. Ребенок всовывает пальцы в рот и сосет их. Он играет своими руками и подносит игрушки ко рту.


Речевое развитие

Лепет становится более выразительным и разнообразным, в зависимости от выражаемых чувств. Грудной ребенок играет звуками. Иногда различаются гласные "е", "а", но в большинстве случаев этот прогресс появляется позже. Младенец улыбается, когда с ним разговаривают, иногда громко смеется, поворачивает голову к матери, которая с ним разговаривает, лепечет ей в ответ, иногда радостно вскрикивает. Он радуется своему "щебетанию" и повторяет его. Поворачивается в сторону источника шумов и утихает, прислушиваясь. Пробует получать желаемое при помощи плача. Модуляция голоса хорошо дифференцирована.


Социальный контакт

Личность грудного ребенка развивается. Он хорошо узнает мать. Если с ним разговаривают, ласкают, младенец выражает радость улыбкой. Он издает звуки, похожие на смех, принимает живое участие во всем, что происходит вокруг. Отрицательно реагирует, когда его оставляют одного. Внимательно наблюдает за лицом, смотрящим на него. Реагирует скорее и целенаправленнее на присутствие матери, наблюдает за ней, что-то ей лепечет. Его можно успокоить, взяв на руки, разговаривая с ним, лаская его, давая почувствовать материнское тепло.


Уважаемые читатели! Вас должно насторожить, если:
– к концу 4-го месяца малыш, лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья;
– если головка ребенка склоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения "лежа на спине";
– к концу 4-го месяца младенец не пытается опираться на кончики пальцев ног, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками;
– к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним заговаривают, не выражает радость, когда с ним играют.



Развитие ребенка в 5 месяцев

Общая подвижность

1. Лежа на спине. В этом возрасте дети могут уже поворачиваться с одного бока на другой. Некоторым даже удается повернуться со спины на живот. Около 25% из них не удается это сделать, несмотря на то, что у них нормально развиты нейромоторные способности. Ребенок схватывает ножки и подносит их ко рту. Лежа в постели, он трогает собственное тело уже раскрытыми руками. Иногда он максимально вытягивает позвоночник, опираясь головкой и ступнями о кровать, поднимает ягодичную часть, будто пробуя делать "мост". Иногда он поднимает голову и одновременно вытягивает туловище. Если ему протягивают какой-либо предмет, он хватает его еще неловко, всеми пальцами, но держит его крепко, трясет им, ударяет о решетку кроватки, подносит ко рту. Упускает его произвольно. Ему нравится хватать одеяльце и тянуть его ко рту, чтобы сосать. Туловище находится в симметричном положении по отношению к голове.

2. Нижние конечности повернуты наружу и слегка расставлены. Чаще всего ребенок сучит поочередно то одной, то другой ножками, но нередко вытягивает и сгибает одновременно обе нижние конечности, может хорошо вытягивать колени, а ноги обладают хорошей подвижностью в лодыжном суставе. Движения кажутся координированными.

3. Лежа на животе, ребенок легко поднимается, опираясь на предплечья. Лежит в симметричном положении, приподняв голову под углом 90 градусов. Пробует ползти, но ему не удается продвинуться всем телом вперед. Начинает вертеться. Таз прилегает к плоскости кроватки.

4. Положение сидя. Начинается стабильность туловища. Спина еще не держится прямо, но ее можно привести в прямое положение на короткое время. Поддерживаемый за плечи ребенок пытается сидеть: голова держится твердо, но туловище еще недостаточно окрепло и поэтому наклоняется вперед, ребенок протягивает ручки перед собой, чтобы опираться, но без полного переноса тяжести. Бедренные суставы сгибаются, нижние конечности поворачиваются и наклоняются в сторону, колени согнуты, а лодыжки обладают хорошей подвижностью.

5. Поддерживаемый под мышки, ребенок пытается встать на ножки. Грудной ребенок протягивает ножки к плоскости кроватки и пытается подняться. Ему еще не удается опереться на ноги: он сгибает бедренный сустав, сгибает и выпрямляет колени, опираясь незаметно и на короткое время на кончики ног, покачиваясь, наподобие игрушки "Ванька-встанька".

6. Реакция положения. В любом положении голова устанавливается правильно. Дети, отлично развитые с нейромоторной точки зрения, хорошо реагируют на любое положение головы по отношению к телу и тела по отношению к голове. Эта реакция известна педиатрам под названием реакции Ландау. Следует отметить, что эта реакция не наблюдается у всех детей 5-ти месяцев, но она должна появиться к 6-ти месячному возрасту и надо следить за тем, как она происходит.


Тонкая подвижность

Если ребенок находится в стабильном положении, он может хватать обеими руками, всей ладонью (хватание "по-обезьянему"). Когда взрослый поднимает его в сидячем положении и поддерживает, ребенок следит с интересом за предметами, которые падают сбоку от тела. Он протягивает руку к ярко раскрашенной игрушке; схватив ее, он сопротивляется, когда мать хочет отнять. Игрушка хватается открытой кистью, всеми пальцами; благодаря этой манере схватывать, ребенок упускает ее без какой либо цели.


Рот - орган познания

Младенец в этом возрасте уже чувствует потребность все предметы совать в рот. Для него это путь познания предметов. Губы и язык - очень хорошие органы осязания, поэтому мать должна предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опасности, такие как резиновые кольца, пластмассовые игрушки, резиновые предметы. Они должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не мох их проглотить, а если они падают на пол, то их можно было мыть.


Речь

Издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка. Ребенок лепечет и вокализирует, связывает звуки "напевает", прекращает и снова начинает "петь". Иногда он ясно произносит звуки "а", "е", хорошо округляя их, умолкает на несколько секунд и снова повторяет их, как бы прислушиваясь к самому себе. Говорит сам с собой, начинает произносить слоги (да, де, га) и сочетает их в цепи ритмичных слогов. Когда мать имитирует эти звуки, удовлетворение ребенка возрастает, и он начинает своеобразную "беседу". Как только устанавливается такой "диалог", ребенок смеется, поворачивается, протягивает ручки к матери. Ребенок перестает плакать, когда слышит музыку.


Социальный контакт

Вместо глобальных реакций (радость, страх, крики, удовлетворение) чувства нюансируются. Его выразительные средства обогащаются: радость, скука, ярость. Младенцу все больше начинает нравиться общество других людей, он чувствует потребность иметь кого-нибудь возле себя каждый раз, когда он бодрствует. Когда с ним разговаривают, он счастлив. У ребенка все больше начинает вырисовываться собственная личность (веселая, ленивая, активная, чуткая). В этом отношении невозможно сделать окончательных выводов.

Возможны отклонения в развитии, если ребенок к концу 5-го месяца:
– плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;
– неуверенно держит голову, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения "лежа на спине";
– не может протянуть ручки к игрушке;
– не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;
– не произносит отдельные звуки или слоги (например, га-га, ба-ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет (например, "Где папа?");
– не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне и мимике.
Дорогие мамы, ниже представлены данные о развитии ребенка в соответствии с общепринятыми в психологии нормами.

Развитие хватания и владения рукой.
Новорожденный Рефлекторное хватание погремушки. Ладони преимущественно закрыты
Конец первого месяца Подводит руку непроизвольно ко рту. Сопротивление открытию кулачка сильнее со стороны мизинца
Конец второго месяца (на спине) На короткое время задерживает погремушку. Начало исчезновения рефлекторного хватания. Кисти чаще открыты
Конец третьего месяца (на спине) Поднимает кисти рук над головой и рассматривает их. Кисти чаще открыты. Переход к активному хватанию, двигает вложенной в руку погремушкой
Конец четвертого месяца Неуверенно приближается рукой к погремушке и касается ее. Играет пальцами
Конец пятого месяца Уверенно подводит руку к погремушке и захватывает ее. Еще нет предпочтения одной руки. Билатеральная активность рук. Хватает предмет всей ладонью и вытянутым большим пальцем
Конец шестого месяца Если подаются два кубика, хватает только один из них но второй кубик может держать, если его дать в руку. Если хватает второй кубик, первый выпадает. Ощупыва¬ет рукой поверхности
Конец седьмого месяца Хватает обеими руками, каждой по кубику. Перекладывает кубики или погремушки из рук в руки. Крутит игрушку между ладонями
Конец восьмого месяца (сидя за столом) Хватает шарик диаметром 8 мм между вытянутым большим и указательным пальцем. Начинающаяся оппозиция большого и указательного пальца. Звонит в колокольчик. Первые попытки произвольного выпускания из рук предметов
Конец девятого месяца (сидя за столом) Касается указательным пальцем деталей своей игрушки (куклы). Пытается схватить чашку при питье двумя руками. Снимает с головы платок или иной посторонний предмет
Конец десятого месяца (сидя за столом) Протягивает игрушку взрослому (но не может napаллельно с удерживанием и протягиванием выпустить ее)
Конец одиннадцатого месяца Захватывает пустышку согнутым большим и указательным пальцами (завершенная оппозиция большого и указательного пальцев)
Конец двенадцатого месяца При хватании кубика рука открывается в зависимости от величины объекта. Хватает одной рукой два кубика. Может взять одновременно двумя руками три кубика. Протягивает руками игрушку взрослому и выпускает ее.

Развитие органов чувств и понимания в игре.

Новорожденный Отрицательно реагирует на внешние световые и шумовые стимулы. Морщит лоб, кричит.
Конец первого месяца Воспринимает источник света или перемещаемое кольцо, которые удерживаются в направлении его взгляда, глаза могут следить за предметом при отведении его в сторону до 45 градусов.
Конец второго месяца (на спине) Взгляд воспринимает источник света или кольцо, ребенок следит за ними при отведении в сторону до 90 градусов. Угол обзора – 180 градусов. То же в вертикальном направлении. Прислушивается к колокольчику.
Конец третьего месяца (на спине) Следит взглядом за кольцом, которое вы двигаете по кругу. Ищет глазами место возникновения звука.
Конец четвертого месяца Занимается игрушкой, которая висит перед ним на доступном расстоянии. Трогает ее, приводит в движение. Рассматривает игрушку в руке, ищет источник звука, поворачивает голову.
Конец пятого месяца Засовывает игрушку в рот, перекладывает из руки в руку. Лепечет и прекращает плакать, когда слышит музыку.
Конец шестого месяца Локализует звук (сидя) с уверенностью поворачивая голову или направляя взгляд (звук колокольчика вне поля зрения)
Конец седьмого месяца Бьет кубиком по столу. Засовывает его в рот, поворачивает рукой и рассматривает. Смотрит, как падает игрушка.
Конец восьмого месяца (сидя у стола) Слушает беседу взрослых. Обводит кубиком в руке вокруг другого кубика на столе. Роняет и снова поднимает кубик
Конец девятого месяца (сидя за столом) Бьет двумя кубиками друг о друга. Вытаскивает кубик из открытого пластикового пакета и снова туда засовывает не выпуская.
Конец десятого месяца (сидя за столом) Подталкивает кубик к краю стола и репетирует сбрасывание кубика. Поднимает пластиковые коробки, если это показал взрослый. Качает кольцо на шнуре.
Конец одиннадцатого месяца (сидя за столом) Находит игрушку под чашкой или в закрытом пластиковом кубе. Пытается вынуть игрушку из куба. Намеренно и многократно сбрасывает игрушку со стола. Подтягивает машинку за шнурок к себе.
Конец двенадцатого месяца (сидя за столом) Засовывает шарик в бутылку, пытается его сбросить. Пытается поставить два кубика друг на друга. Кладет кубик в пластмассовую коробку и снова его вынимает. Интересуется машинами

Развитие речи.

Новорожденный Крик при неприятных ощущениях.
Конец первого месяца Крик перед приемом пищи. Иногда слабые гортанные звуки типа «ах», «эх», «ух»
Конец второго месяца Более интенсивное образование спонтанных звуков. Более частое проявление звуков, не являющихся криком (проявление гуления)
Конец третьего месяца Самостоятельно может издавать три различных звука. Дифференциация различных видов крика (при голоде и боли).
Конец четвертого месяца Гулит, щебечет, даже когда к нему не обращаются. Радость при спонтанном образовании звука с его повторением. Частый смех при обращении к ребенку.
Конец пятого месяца Лепечет, когда один, с четкой дифференциацией слогов. Гулит и вскрикивает от радости (веселый крик)
Конец шестого месяца Гулит, вскрикивает от радости, лепечет. Издает звуки, выражающие напряжение при определенных движениях.
Конец седьмого месяца Лепечет слоги: «ля», «ва», «та», «ба», «ка». «Поет». Обращает на себя внимание с помощью различных зовущих слогов
Конец восьмого месяца Четкое удвоение слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та». Тем самым копирует приобретенное.
Конец девятого месяца Лепечет 8 различных слогов, иногда располагая их цепочкой, в основном используя кончик языка
Конец десятого месяца Лепет-монолог. Говорит «мама» и «папа» без уверенной дифференциации. Подражает звукам, если взрослые к этому побуждают.
Конец одиннадцатого месяца Слоги, которые ребенок лепечет, как короткие предложения. Качает головой на «нет». Говорит первое осмысленное слово.
Конец двенадцатого месяца Монологи из слогов. Произносит, по крайней мере, 2 , чаще 5-10 осмысленных слов на детском языке. Реагирует своим голосом на музыку.

Развитие понимания.

Конец первого – конец шестого месяца Понимание в соответствии с возрастом мимики и жестов
Конец седьмого месяца Находясь на руках родного человека, постоянно ухаживающего за ним, ищет глазами предметы или людей, которые были до этого трижды названы
Конец восьмого месяца Поворачивает голову, ищет определенные, уже известные ему предметы или людей
Конец девятого месяца После предварительного обучения цокает языком. Слушает, приложенные к уху, часы.
Конец десятого месяца Реагирует на свое имя и на просьбу «дай мне». Подражает взрослому, махая ему ручкой при прощании
Конец одиннадцатого месяца Понимает запреты «нет», «нельзя»
Конец двенадцатого месяца В ответ на просьбу принести мяч или другой известный предмет, находит и приносит его


Социальное развитие ребенка

Новорожденный Контакт с телом матери: успокаивается с помощью поглаживания или кормления грудью
Конец первого месяца Заметив лицо человека, на мгновение задерживает взгляд и не двигается. Успокаивается, когда его берут на руки и когда слышит голос
Конец второго месяца При обращении матери реагирует фиксацией взгляда, легкой улыбкой и оживленными движениями "комплекс оживления»
Конец третьего месяца Следит глазами за движущимися лицами. Социальная улыбка, т.е. и чужое лицо вызывает радостную улыбку
Конец четвертого месяца Громко смеется, когда взрослые его поддразнивают. Дружелюбно расположен к другим людям. Сопротивляется, если у него с улыбкой отбирают игрушку. Радуются, когда с ним играют.
Конец пятого месяца Различает дружелюбную и строгую мимику, мелодику голоса. Появляется стремление к установлению контакта. Прекращает плакать, когда с ним заговаривают. Поворачивается к тем, кто поет и говорит.
Конец шестого месяца По-разному ведет себя в отношении знакомых и незнакомых. Воркуя, активно ищет контакт. Потягивает ручки, чтобы его взяли на руки.
Конец седьмого месяца Понимает игру «баюшки» (прижимает лицо к щеке взрослого). Понимает игру в прятки с платком.
Конец восьмого месяца Явно чурается чужих людей. Начинает подражать взрослым (пение). Наблюдает, как пишет взрослый. Смотрит на собственное отражение в зеркале, не реагируя на него.
Конец девятого месяца Понимает, когда прячутся за мебелью. Сердится, когда у него отнимают игрушки. Смеется при появлении любимого взрослого
Конец десятого месяца Начинает понимать похвалу. Повторяет действия, за которые его похвалили и над которыми посмеялись
Конец одиннадцатого месяца Пока взрослый смотрит, прерывает на мгновение действие, за которое его ругают. Активно помогает ручками при питье из чашки. Самостоятельно ест сухарь
Конец двенадцатого месяца Понимает игру в салки. Восхищается отражением в зеркале. Улыбается и играет с ним. После обучения самостоятельно пьет из чашки. Первые попытки самостоятельно есть ложкой.
============
Источник: Развитие личности ребенка от рождения до года/ Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
Показать сообщения:   
Начать новую тему Ответить на тему
Часовой пояс: GMT + 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах